Новости проекта
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Права и обязанности работников при осуществлении охранной деятельности

Дата: 18 марта 2019 в 20:14, Обновлено 16 октября 2024 в 16:08
Автор: Акулич Е. К.

Права и обязанности работников при осуществлении охранной деятельности

8 ноября 2006 г. принят Закон Республики Беларусь «Об охранной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон). Закон устанавливает организационные и правовые основы охранной деятельности и регулирует отношения в сфере осуществления данной деятельности. 
Государственное регулирование в сфере охранной деятельности осуществляется Президентом Республики Беларусь, а также Советом Министров Республики Беларусь, Министерством внутренних дел Республики Беларусь, другими государственными органами и специальным органом охраны в пределах их полномочий (ст. 4 Закона). 
Организациями, осуществляющими охранную деятельность, являются: 
§ Служба безопасности Президента Республики Беларусь, Министерство обороны Республики Беларусь, Министерство внутренних дел Республики Беларусь, Комитет государственной безопасности Республики Беларусь, Государственный комитет пограничных войск Республики Беларусь, подчиненные им юридические лица, а также органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, таможенные органы. Охранная деятельность указанных органов осуществляется в соответствии со специальными нормативными правовыми актами (например, Законом Республики Беларусь от 11 июня 1998 г. «О государственной охране» с последующими изменениями и др.), а в части, не урегулированной такими актами, – в соответствии с Законом;
§ организации, обладающие правом создания военизированной охраны;
§ организации, не обладающие правом создания военизированной охраны.
Военизированная охрана является структурным подразделением организации, обладающей правом ее создания.
Работниками военизированной охраны могут быть совершеннолетние граждане Республики Беларусь, не достигшие общеустановленного пенсионного возраста (мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет), по состоянию здоровья, а также профессиональным навыкам годные к выполнению задач, возложенных на военизированную охрану.
Работники военизированной охраны допускаются к выполнению обязанностей только после прохождения ими медицинского осмотра в установленном порядке и проверки на годность к действиям в условиях, связанных с применением и использованием оружия, применением специальных средств и физической силы.
Работники военизированной охраны обязаны ежегодно проходить медицинские осмотры, а также периодические проверки на годность к действиям в условиях, связанных с применением и использованием оружия, применением специальных средств и физической силы.
Работники военизированной охраны выполняют обязанности в установленной форме одежды при наличии служебных удостоверений и жетонов (ст. 13 Закона).
На работу в военизированную охрану не могут быть приняты граждане:
1. имеющие судимость;
2. признанные в установленном законом порядке недееспособными либо ограниченно дееспособными;
3. которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);
4. состоящие на учете в организациях здравоохранения в связи с психическим расстройством (заболеванием), синдромом зависимости от алкоголя (алкоголизмом), наркотических средств или психотропных веществ (наркоманией), токсикоманических средств (токсикоманией), а также состоящие на учете в органах внутренних дел в связи с противоправным поведением;
5. имеющие заболевания или физические недостатки, препятствующие выполнению обязанностей работников военизированной охраны (по заключению организаций здравоохранения, выдаваемому в порядке, установленном законодательством);
6. уволенные из судебных, налоговых и таможенных органов, органов прокуратуры, воинских формирований и военизированных организаций в связи с совершением преступления, за проступки, дискредитирующие звание работников указанных органов и организаций, нарушение дисциплины;
7. постоянно не проживающие в Республике Беларусь.
Наибольший интерес при практическом применении Закона вызывает осуществление охранной деятельности в организациях, не обладающих правом создания военизированной охраны.
Практически в каждой организации осуществляется такой вид деятельности, как охрана принадлежащих ей объектов, имущества, охрана работников организаций, обеспечение пропускного режима, т.е. порядка, исключающего возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты (с охраняемых объектов) и устанавливаемого в целях защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств, в том числе от незаконных проникновений в них. Охранная деятельность в организациях, не обладающих правом создания военизированной охраны, осуществляется штатными работниками этих организаций. К работникам охраны относятся работники, в обязанности которых входит непосредственное осуществление охраны объектов, физических лиц. Такие обязанности выполняют работники следующих профессий: вахтер, сторож, контролер на контрольно-пропускном пункте и др.
Следует иметь в виду, что организации в сфере охранной деятельности вправе осуществлять в соответствии с ч. 3 ст. 9 Закона охрану своих работников, охрану принадлежащих этим организациям объектов на основании специальных разрешений (лицензий) на деятельность по обеспечению безопасности юридических и физических лиц (далее – лицензия). Эта же норма установлена Положением о лицензировании деятельности по обеспечению безопасности юридических и физических лиц, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2003 г. № 1360 с последующими изменениями и дополнениями. 
Законом установлены особые требования, предъявляемые к работникам охраны организаций, не обладающих правом создания военизированной охраны (далее – работники охраны). 
Работниками охраны могут быть совершеннолетние граждане Республики Беларусь, по состоянию здоровья, а также профессиональным навыкам годные к выполнению обязанностей работников охраны. 
Работниками охраны не могут быть граждане, перечисленные в п. 1-6 на с. 32-33. 
Работники охраны допускаются к выполнению обязанностей только после прохождения ими медицинского осмотра и проверки на годность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и физической силы. Медицинский осмотр и периодические проверки на годность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и физической силы, работники охраны обязаны проходить ежегодно.
Поскольку прохождение медицинского осмотра является обязательным условием допуска работников охраны к работе, то в соответствии со ст. 49 Трудового кодекса Республики Беларусь наниматель обязан отстранить от работы работника, не прошедшего медосмотр, до его прохождения. Если при прохождении медосмотра установлено, что работнику охраны противопоказана или запрещена такая работа, то наниматель должен перевести работника, с его согласия, на другую работу. Если невозможно перевести работника, с его согласия, на другую работу, которую он может выполнять по состоянию здоровья, или у нанимателя отсутствует работа, на которую можно было бы перевести работника, то он подлежит увольнению по п. 2 ст. 42 ТК с выплатой выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка с соблюдением требований ст. 43 ТК. 

Работники охраны выполняют обязанности при наличии служебных удостоверений и жетонов.
Работники охраны при исполнении ими служебных обязанностей имеют право:
§ требовать от работников охраняемых объектов и иных лиц соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов;
§ проверять на охраняемых объектах у лиц документы, удостоверяющие их личность, а также документы, дающие право на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) имущества на охраняемые объекты (с охраняемых объектов);
§ проверять состояние установленных на охраняемых объектах инженерно-технических средств защиты, средств и систем охраны;
§ при выявлении нарушений, создающих на охраняемых объектах условия, способствующие хищению имущества, а также угрозу безопасности людей, принимать меры по ликвидации указанных нарушений;
§ производить задержание и доставление в служебное помещение военизированной охраны или в орган внутренних дел нарушителей, т.е. лиц, совершивших противоправные посягательства в отношении охраняемого объекта, физических лиц;
§ в пределах территории охраняемых объектов в порядке, установленном Законом и иными законодательными актами, применять и использовать оружие, применять специальные средства и физическую силу;
§ беспрепятственно входить в помещения охраняемых объектов и осматривать их при преследовании нарушителей, а также для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений или иных правонарушений на охраняемых объектах;
§ использовать находящиеся на территории охраняемых объектов транспортные средства для преследования в пределах данных объектов лиц, совершивших преступления или иные правонарушения на охраняемых объектах.
Работники охраны обязаны: 
§ обеспечивать защиту охраняемых объектов и физических лиц от противоправных посягательств;
§ осуществлять мероприятия по соблюдению на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов;
§ принимать в пределах своих полномочий меры по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах;
§ принимать меры по поиску и задержанию на территории охраняемых объектов нарушителей;
§ немедленно информировать орган внутренних дел и руководителей охраняемых объектов о задержании нарушителей, об обнаружении на охраняемых объектах хищений и иных правонарушений, принимать меры по сохранению следов правонарушений, не допускать на место происшествия посторонних лиц, обеспечивать охрану места происшествия до прибытия сотрудников органа внутренних дел;
§ обеспечивать сохранность вещей и документов, изъятых при личном досмотре, досмотре вещей и документов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения;
§ незамедлительно информировать органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям о возникновении на охраняемых объектах чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;
§ обеспечивать беспрепятственный доступ на охраняемые объекты должностных лиц государственных органов и иных организаций в случаях, предусмотренных законодательными актами.
Работники охраны имеют право на применение и использование оружия, применение специальных средств и физической силы, если иными способами выполнить обязанности не представляется возможным. Применение и использование оружия, применение специальных средств и физической силы возможно в порядке, установленном Законом «Об охранной деятельности» и иными законодательными актами,
Применению оружия, специальных средств и физической силы должно предшествовать четко выраженное и очевидное для лица, против которого они применяются, предупреждение о намерении их применить, за исключением случаев, когда промедление в их применении создаст непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь иные тяжкие последствия.
Если избежать применения оружия, специальных средств и физической силы невозможно, работники охраны обязаны принять все возможные меры для обеспечения безопасности граждан и стремиться причинить наименьший вред их здоровью, чести, достоинству и имуществу.
Работники охраны обязаны доложить руководителю охраны о каждом случае применения и использования оружия, применения специальных средств и физической силы, а также принять меры по оказанию медицинской помощи лицам, получившим телесные повреждения в результате применения и использования оружия, применения специальных средств и физической силы.
Руководитель охраны обязан незамедлительно уведомить соответствующий орган внутренних дел и прокурора о каждом случае причинения вреда здоровью гражданина в результате применения и использования оружия, применения специальных средств и физической силы (ст. 17 Закона).
При выполнении обязанностей работники охраны имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы рукопашного боя, для предупреждения и пресечения правонарушений, задержания лиц, их совершивших, самообороны, преодоления противодействия их законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения обязанностей.
При выполнении обязанностей работники охраны имеют право на применение специальных средств в случае:
§ отражения нападения на охраняемые объекты;
§ отражения нападения на работников охраны или лиц, находящихся на охраняемых объектах;
§ пресечения неповиновения или сопротивления законным требованиям работников охраны;
§ доставления нарушителей в служебное помещение охраны или в орган внутренних дел, если они оказывают неповиновение, сопротивление или иное противодействие работникам военизированной охраны;
§ необходимости остановить на охраняемых объектах транспортное средство, водитель которого не выполнил законных требований работников военизированной охраны о его остановке.
Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного или группового нападения на работников охраны и (или) лиц, находящихся на охраняемом объекте.
Работники военизированной охраны и работники охраны не несут ответственности за вред, причиненный ими при применении и использовании оружия, применении специальных средств и физической силы, если они применены (использованы) в случаях, предусмотренных Законом «Об охранной деятельности» и иными законодательными актами, и при этом не были допущены превышение мер, необходимых для задержания нарушителей, превышение пределов необходимой обороны или нарушение условий правомерности крайней необходимости.
Гражданин, считающий, что действия (бездействие) работников военизированной охраны или работников охраны повлекли ущемление его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать указанные действия (бездействие) руководителю организации, с которой данные работники состоят в трудовых отношениях, и (или) в суд.

В штате организации имеется сторож. Согласно своим должностным обязанностям он должен следить за отсутствием на территории организации посторонних лиц путем обхода территории с целью недопущения хищения имущества. Должностные обязанности сторожем исполняются без применения спецсредств и систем охраны, при отсутствии соответствующей материальной базы, без права задержания лиц за совершение противоправных посягательств на охраняемый объект, а лишь с немедленным сообщением обо всех нарушениях по телефону в орган внутренних дел. Необходимо ли получение лицензии на осуществление деятельности по обеспечению безопасности юридических лиц (охраны юридическим лицом принадлежащих ему объектов (имущества)?
Требуется ли лицензирование, если в организации работают контролеры на контрольно-пропускном пункте? В их должностные обязанности входит обход территории предприятия вне рабочего времени основного персонала, контроль за работой охранно-пожарной и тревожной сигнализации, сообщение о срабатывании сигнализации.
Вопросы охранной деятельности регулируют:
§ Закон Республики Беларусь от 8 ноября 2006 г. «Об охранной деятельности в Республике Беларусь», 
§ Декрет Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» с последующими изменениями и дополнениями, 
§ Положение о лицензировании деятельности по обеспечению безопасности юридических и физических лиц, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2003 г. № 1360 с последующими изменениями и дополнениями.
Анализ данных нормативных правовых актов показывает, что законодательство не содержит никаких критериев разделения деятельности по охране юридическим лицом принадлежащих ему объектов (имущества) на лицензируемую и нелицензируемую. Любая деятельность юридического лица по охране принадлежащих ему объектов (имущества) подлежит лицензированию. Наличие или отсутствие у юридического лица технических средств и систем охраны, оружия, специальных средств, самостоятельного структурного подразделения, осуществляющего охрану объектов, не имеет значения при решении вопроса об обязательном лицензировании деятельности по охране объектов (имущества). При этом охрана юридическим лицом принадлежащих ему объектов (имущества) должна осуществляться только штатными работниками данного юридического лица.
Лицензируемая деятельность включает следующие составляющие работы и услуги: охрана юридическим лицом своих штатных работников; охрана юридическим лицом принадлежащих ему объектов (имущества); проектирование, монтаж, наладка и техническое обслуживание средств и систем охраны (за исключением средств охраны индивидуального пользования); изготовление печатей и штампов (п. 5 Положения о лицензировании деятельности по обеспечению безопасности юридических и физических лиц, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2003 г. № 1360 с последующими изменениями и дополнениями).
Как видно из характеристики работ контролера на контрольно-пропускном пункте, содержащейся в выпуске 1 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 марта 2004 г. № 33, в обязанности контролера на контрольно-пропускном пункте входят: 
§ проверка документов и пропусков у проходящих на охраняемый объект или выходящих с объекта; 
§ контроль за вывозом (ввозом), выносом (вносом) материальных ценностей, проверка их на соответствие предъявляемым документам; 
§ участие в проведении контрольных проверок и перевесов вывозимой (выносимой) продукции; 
§ проведение в установленном порядке досмотра вещей, задержание нарушителей пропускного режима, а также лиц, пытающихся незаконно вывезти (вынести) материальные ценности; 
§ контроль за работой приборов охранной, охранно-пожарной и тревожной сигнализации, установленных на контрольно-пропускном пункте; 
§ сообщение о срабатывании сигнализации непосредственному начальнику, а при необходимости – в отдел охраны внутренних дел, пожарную охрану; 
§ принятие мер к задержанию правонарушителей, ликвидации пожара; 
§ прием под охрану от материально-ответственных лиц помещений для хранения материальных ценностей, включенных в зону охраны поста. 
Исходя из служебных обязанностей сторожа (вахтера), предусмотренных ЕТКС, в его обязанности входит обеспечение охраны объектов.
Поскольку в обязанности вышеназванных работников входит охрана принадлежащих юридическому лицу у объектов (имущества), то эта деятельность подлежит лицензированию.

А.А. Кеник, заместитель декана юридического факультета ЧУО «БИП – Институт правоведения», кандидат юридических наук

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.