ГРАМАДСКАЕ АБ'ЯДНАННЕ «БЕЛАРУСКАЯ РЭСПУБЛIКАНСКАЯ ПIЯНЕРСКАЯ АРГАНIЗАЦЫЯ» ЦЭНТРАЛЬНЫ САВЕТ |
ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «БЕЛОРУССКАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ» ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА |
|
19.12.2019 |
№ 1 |
г. Минск |
Об утверждении Программы «Октябрята» по организации деятельности ОО «БРПО» с младшими школьниками от 7 до 10 лет
С целью вовлечения учащихся младшего школьного возраста в деятельность групп «октябрят» и подготовки к их вступлению в пионерскую организацию, заслушав и обсудив информацию председателя Центрального Совета ОО «БРПО» Гончарову А.В., Пленум Центрального Совета ОО «БРПО»
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
- Принять программу «Октябрята» по организации деятельности ОО «БРПО» с младшими школьниками от 7 до 10 лет за основу (прилагается).
- Научно-методическому центру Центрального Совета ОО
«БРПО» в срок до 1 сентября 2020 года разработать макет книжки
«октябренка» с необходимыми приложениями.
- Областным (Минскому городскому) Советам ОО «БРПО»:
- В срок до 14 февраля 2020 года разработать и предоставить по 30 игровых заданий по уровням сложности и тематическим блокам программы (10 – 1,2 классы, 10 – 3 класс, 10 – 4 класс).
- Довести данное постановление до сведения районных (городских) пионерских организаций, пионерских дружин, всех заинтересованных.
- Ответственность за исполнение данного постановления возложить на заместителя председателя Центрального Совета (Шинкоренко Ю.А.), председателей областных (Минского городского) Советов ОО «БРПО».
- Контроль за исполнением данного постановления возложить на председателя Центрального Совета ОО «БРПО» (Гончарова А.В.). Председатель
А.В.Гончарова
Программа «Октябрята»
по организации деятельности ОО «БРПО»
Утверждено
Постановление Пленума ЦС ОО «БРПО»
19 декабря 2019 года № 1
с учащимися младшего школьного возраста от 7 до 10 лет
Пояснительная записка.
Программа «Октябрята» адресуется областным (Минскому городскому), районным (городским) Советам Общественного объединения «Белорусская республиканская пионерская организация» (далее – ОО «БРПО»), методистам учреждений дополнительного образования, заместителям директоров по воспитательной работе, педагогам-организаторам (вожатым пионерских дружин), учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня учреждений общего среднего образования.
Основой пионерской организации является пионерская дружина, в состав которой входят группы «октябрят», существующие во взаимосвязи и единстве с пионерской организацией. Основной воспитательной задачей групп «октябрят» является подготовка учащихся младшего школьного возраста к вступлению в пионерскую организацию. Для полноценной и эффективной деятельности октябрятского коллектива следует учитывать возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста. Поэтому в работе с «октябрятами» следует особое внимание уделять следующим педагогическим требованиям: организация деятельности ребят, предусматривающая чередование разнообразных видов работы, красочность и яркость оформления всех мероприятий, эмоционально окрашенную новую информацию. Важен также игровой момент, всегда увлекающий малышей.
«Октябрята» организуют свою жизнедеятельность в рамках работы пионерской дружины учреждений общего среднего образования, при содействии учителей, воспитателей групп продленного дня и педагога- организатора.
«Октябрята» – первое звено в воспитании гражданина, вся работа с ними должна быть, прежде всего, разнообразной по формам и методам, пронизана интересом к своей стране и гордостью за нее.
Данная программа носит комплексно-целевой характер и направлена на совершенствование и развитие пионерского движения в Республике Беларусь путем определения основных направлений работы октябрятских групп и пионерских отрядов, форм и методов работы с младшего
школьного возраста. При ее составлении учитывался опыт предыдущих лет работы, предложения детей, педагогов и родителей по работе пионерской организации в школе.
Работу с «октябрятами» ведет учитель начальной школы и воспитатель группы продленного дня. Педагог-организатор руководит пионерской дружиной учреждения образования и организует работу пионеров и пионеров-лидеров с «октябрятами» с первого по четвертый класс. «Октябрята» – будущие пионеры и работа педагога-организатора с
«октябрятами» направлена на включение их в школьную жизнь и подготовку к вступлению в пионеры.
- Цели программы
Содействие формированию личности на основе системы ценностей, присущей белорусскому обществу; вовлечение учащихся младшего школьного возраста в деятельность групп «октябрят» и подготовка их к вступлению в пионерскую организацию.
Задачи программы.
создание оптимальных условий для развития социальной активности и ответственности, творческих способностей учащихся младшего школьного возраста, через вовлечение их в систему ценностей и традиций пионерского движения;
воспитание любви к родному краю, знакомство «октябрят» с его историей, современностью, культурой, традициями;
подготовка пионерских вожатых для работы в группах «октябрят», укрепление тем самым лидерского потенциала пионерской организации;
организация систематической деятельности, реализация эффективных форм и методов работы пионерской организации с
«октябрятами»;
создание информационного банка данных, в том числе на интернет платформах ОО «БРПО», о формах и методах организации совместной деятельности учащихся младшего школьного возраста и пионерских вожатых, педагогов-организаторов, воспитателей групп продленного дня, пионеров-лидеров;
привлечение средств массовой информации к освещению хода реализации программы, интересного опыта работы пионерских коллективов с «октябрятами»;
организация работы по программе в Интернет-пространстве и социальных сетях;
информирование потенциальных участников о возможности принять участие в программе «Октябрята», других проектах и мероприятиях ОО «БРПО» на дружинном, районном (городском), областном (Минском городском), республиканском уровнях.
- Принципы реализации программы.
Принцип вариативно-программного подхода – создание программ работы с учащимися младшего школьного возраста «Октябрята» в областной (Минской городской), городской, районной пионерской организации, в пионерских дружинах с учетом особенностей развития каждого конкретного детского коллектива.
Принцип самодеятельности и самоуправления – создание предпосылок для развития активности и инициативы учащихся младшего школьного возраста и работающих с ними пионеров и взрослых, участие
«октябрят» в решении всех вопросов жизни своих отрядов, активная жизненная позиция каждого пионера и «октябренка».
Принцип развития и саморазвития – каждый этап работы по программе должен иметь конкретное логическое завершение и последовательно переходить в следующий. Этот принцип реализуется поэтапно через деятельность каждого участника программы.
Принцип дифференциации и индивидуализации – обеспечение развития личности каждого младшего школьника учащегося младшего школьного возраста в детском объединении в соответствии с его интересами и потребностями, склонностями и способностями, выбор в соответствии с этим форм и методов работы.
Принцип непрерывности – преемственность и непрерывность деятельности, ее развитие в единой системе от простого к сложному, взаимосвязь со всеми субъектами воспитательного пространства учреждения образования, города, района, области, республики.
Принцип учета специфики – отражение в организации деятельности по программе основных идей, ценностей, традиций пионерской организации, отраженной в Уставе ОО «БРПО», программах деятельности пионерских организаций республики и области.
- Организаторы программы.
На республиканском уровне:
Центральный Совет ОО «БРПО». На областном уровне:
Областные (Минский городской) Советы ОО «БРПО».
Учреждения дополнительного образования областного (Минского городского) подчинения.
На районном уровне:
районные (городские) Советы ОО «БРПО»;
районные (городские) учреждения дополнительного образования.
На дружинном уровне: педагоги-организаторы, учителя начальных классов, воспитатели групп продленного дня, пионеры-лидеры.
- Участники программы.
Участниками программы являются учащиеся младшего школьного возраста в возрасте 7-10 лет – «октябрята», а также пионеры-лидеры, пионерские дружины, районные (городские), областные (Минский городской), Центральный Советы ОО «БРПО».
- Направления программы.
Программа включает шесть направлений работы, соответствующих Уставу ОО «БРПО», в соответствии с возрастными особенностями:
гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения;
духовно-нравственное становление личности;
развитие спорта и туризма, популяризация здорового образа жизни; социальная защита детей, благотворительность, защита окружающей
среды;
формирование информационной культуры; осуществление международной деятельности.
По направлениям деятельности ОО «БРПО» определены разделы по реализации программы.
Раздел «Моя Родина».
Наша Родина – Республика Беларусь; Символы Беларуси;
Флаг, герб, гимн Беларуси; Беларусь на карте мира;
Животные и растения моей страны; Спорт в Беларуси;
Азбука белорусского орнамента; История Беларуси;
Белорусские народные сказки;
Белорусские пословицы, поговорки и т.д.; Семья.
Раздел «Мир октябренка». Кто такой октябренок; Правила октябрят; Символы октябрят;
Октябрятская звездочка; Поручения октябренка; Традиции октябрят;
Я – октябренок.
Раздел «ТрудКрут».
Труд – это..; Профессии;
Трудовой десант; Очумелые ручки;
Я – хозяин, я – хозяйка; Раздел «Тимуровский. Кто такой тимуровец?;
Что значит тимуровское движение; История тимуровского движения; Поручения тимуровцу;
Помоги ближним; Экология;
Добровольческий труд; Забота о людях.
Раздел «Здоровьишко». Чистота – залог здоровья; Режим дня;
Здоровый образ жизни; Спорт;
Спортивные игры;
Игровые переменки «Мы октябрята».
Раздел «Творчество».
Мы рисуем;
Мы поем;
Мы танцуем;
Поделки своими руками; Я умею, я могу; Бумажный бум;
Книга – лучший друг; Театр.
Раздел «Интернет».
Что такое Интернет;
Для чего нужен Интернет; Популярные услуги Интернета; Социальные сети;
Что такое сайт;
Правила безопасного поведения в интернете. Раздел «Творчество».
Раздел «Пионер_city». Путешествие в страну Пионерия; Традиции пионерской жизни; Торжественное обещание;
Законы пионеров; Пионерские поручения; Символика ОО «БРПО»;
История пионерского движения;
Пионерские дела;
Азбука пионерской жизни; Пионерский отряд, сбор; Я – пионер.
- Этапы реализации программы.
- й этап – организационный (планирование, разработка макетов дневников «октябренка», наполнение заданиями дневника «октябренка» по заданной тематике и с различными уровнями сложности, презентация дневника «октябренка», сбор-старт, начало работы).
- й этап – основной (работа по программе на всех уровнях, мониторинг хода реализации).
- й этап – итоговый (подведение итогов работы, анализ, определение перспектив дальнейшей деятельности, постановка новых задач).
Участники могут выбрать не только направление, но и уровень работы по программе, последовательно повышая его:
- Досугово-познавательный.
Задачи уровня: организация интересного, познавательного, общественно-полезного досуга учащихся младшего школьного возраста, формирование у них первоначального уровня знаний по содержанию направлений программы.
- Поисково-исследовательский.
Задачи уровня: углубление знаний учащихся младшего школьного возраста по содержанию направлений программы, формирование у них умений и навыков самостоятельного получения знаний, воспитание стремления действовать на благо других людей, формирование практических навыков трудовой деятельности.
- Творческий.
Задача уровня: создание условий для развития и проявления творческого потенциала ребенка.
- Ресурсное обеспечение программы.
Кадровое: подготовка учителей начальных классов, педагогов- организаторов, методистов учреждений дополнительного образования для работы по программе, реализации проектов ОО «БРПО» на всех этапах, индивидуальной работы с «октябрятами» и пионерами-лидерами; организация взаимодействия областной, городских и районных пионерских организаций с областными учреждениями дополнительного образования; проведение семинаров, круглых столов, творческих встреч пионерских вожатых, методистов учреждений дополнительного образования, курирующих деятельность детских общественных объединений, заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов-организаторов, учителей начальных классов учреждений
образования по вопросу обеспечения выполнения программы ОО «БРПО»
«Октябрята»; поощрение лучших организаторов работы по программе.
Информационное: организация информационного обмена между участниками программы, создание положительного общественного мнения о программе; создание банков данных и системы информационного обмена о результатах действия программы, новых технологиях, подходах, формах и методах работы с «октябрятами»; подготовка публикаций в печатных и электронных средствах массовой информации, радио и телепередач о работе пионерских организаций и дружин страны с «октябрятами», лучших пионерских вожатых и педагогах, добившихся положительных результатов работы в этом направлении.
Научно-методическое: внедрение научных подходов в практику работы пионерских организаций с учащимися младшего школьного возраста; разработка методического сопровождения, обеспечивающего работу по программе для разных категорий педагогических работников; организация проблемных творческих групп для разработки методического обеспечения программы.
Социально-педагогическое: педагогический мониторинг эффективности программы на личностном уровне, организация психолого-педагогического исследования с целью определения ее результативности и личностных изменений учащихся младшего школьного возраста; анализ эффективности конкретных форм и технологий работы по программе; определение базовых учреждений образования по направлениям деятельности программы.
Организационное: разработка дневника «октябренка» по определенной тематике и уровню сложности для 1-2,3,4 классов, разработка положений республиканских, областных (Минского городского), районных (городских) проектов ОО «БРПО» по каждому из направлений программы; проведение «Встреч на все 100» с представителями спорта, науки, культуры и т.д.
Материально-техническое: обеспечение финансовых и материально-технических условий для успешной реализации программы.
- Механизм реализации программы
Программа рассчитана на постоянную работу областных (Минского городского), городских (районных) пионерских организаций, пионерских дружин в учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь с младшими членами ОО «БРПО» – «октябрятами».
«Октябрятские» группы организуются во втором полугодии учебного года для учащихся первого класса либо в первом полугодии учебного года для учащихся второго класса. Вступление в
«октябрятскую» группу носит добровольный характер. Группа делится на
микро группы – «звездочки» по 5-6 человек в каждой. «Октябрята» имеют свою символику – октябрятский значок, который вручается при вступлении в «октябрята». Для проведения неформальных и развлекательных мероприятий для октябрят может использоваться вариативный логотип «Октябрята».
Примерно раз в две недели педагог-организатор и вожатые - пионеры проводят сборы микро групп, на которых организуют тематические беседы, информирование, игры, конкурсы, мини-экскурсии, квесты, квизы. Очень важно, чтобы эти занятия чередовались: беседа, требующая внимания, сменялась игрой, а игра – делом, призванным снова привлечь внимание «октябренка». Работа педагога-организатора и вожатых - пионеров с «октябрятами» не должна носить только развлекательный характер. Особое значение следует отводить организации общественно полезных дел, экскурсий, мероприятиям гражданско-патриотической направленности. Общественные дела выбираются посильные для учащихся младшего школьного возраста, ставится конкретная цель, и распределяются обязанности, микро группа имеет свой участок работы, четкое и ясное задание. Обязательно чередование труда и отдыха, смена видов работы. Важен также игровой момент. Педагогу-организатору следует терпеливо готовить пионеров - вожатых, не обладающих достаточным опытом работы с малышами, к выполнению роли помощников и организаторов жизни «октябрят».
Подготовка к вступлению в «октябрята». Подготовка и прием в
«октябрята» – это только старт всех последующих дел. Задача педагога- организатора, педагога-психолога школы – наладить контакт с учителями начальных классов, помочь им создать микроколлективы (звездочки) в будущей группе «октябрят», наметить лидеров (командиров звездочек), определить на заседании совета пионерской дружины пионерский отряд, при котором будет действовать данная группа «октябрят». На сборе пионерского отряда – коллективного шефа октябрятской группы, избираются вожатые «октябрят». Идеально, если эту работу в отряде возглавит – член Общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи» или пионер-лидер.
После того, как ребят приняли в «октябрята», пионеры совместно с классным руководителем приступают к распределению октябрятских поручений. Поручение «октябрят» способствует упражнению детей в выполнении организаторских и исполнительных функций.
В этот период важно уделить внимание сборам звездочки. Это первые сборы в жизни «октябрят», на которых они приобщаются к общественной работе. Сборы должны рождать у ребят желание сообща выполнять задания, вместе играть. Занятия «октябрят» на сборах носят конкретный характер: они рисуют, вырезают флажки, разучивают песни,
игры, совершают экскурсии по школе, в библиотеку, комнату детский объединений и организаций и в ближайшие от школы учреждения. Каждая звездочка выбирает командира, санитара, хозяйственника, цветовода и т.д. Поручения в звездочке через небольшой промежуток времени меняются, чтобы дать детям побывать в разной роли.
Второй вариант, когда поручения даются не отдельным ребятам в звездочке, а целой звездочке. Выполнение поручения звездочкой приучает ребят к совместным действиям, позволяет каждому ребенку внести свой вклад в общее дело, ощутить радость от коллективной деятельности и увидеть зависимость общего результата от индивидуальных усилий каждого. Все это сплачивает детей внутри коллектива, открывает простор для творчества, обогащает общение между членами звездочки, способствует взаимопроникновению личной и коллективной ответственности. Периодическая смена поручений (через одну или две недели) позволяет преодолеть утомляемость детей, возникающую при длительной однообразной работе.
Когда отведенный срок для временных поручений звездочек заканчивается, проводится общий сбор «октябрятской» группы, на котором командиры звездочек рассказывают (отчитываются) о выполнении поручений. В конце сбора вожатые вместе с педагогом дают оценку работы каждой звездочки. В силу небольшого жизненного опыта учащийся младшего школьного возраста особенно нуждается в оценке своей работы, в подтверждении правильности своего поведения. Затем поручения в звездочках меняются, и «октябрята» в звездочках стараются внести в дела своей звездочки много нового, учитывая опыт выполнения предыдущих поручений.
За год дети уже хорошо узнали друг друга, привыкли к школе, к своему классному коллективу, подружились со своими вожатыми- пионерами. Они стали более самостоятельными, накопили определенный опыт участия в общественной, трудовой и организаторской деятельности, поэтому в дальнейшем следует предоставить им большую возможность для проявления инициативы, активности и самостоятельности. Теперь происходит расширение и углубление воспитывающего влияния коллективной организаторской деятельности. Это происходит во время коллективного планирования работы октябрятской группы.
В самом начале учебной четверти за три-четыре дня до общего сбора
«октябрятской» звездочки «октябрятам» сообщается, что один из вопросов, решаемых на сборе, будет планирование группы на четверть. Звездочки отправляются на разведку полезных дел (в библиотеку, по школе, по школьной территории, ближайшие почту и аптеку и т.п.), просматривают газеты, которые предлагают детям различные конкурсы, акции. Цель разведки – найти интересные и полезные людям дела. При
подготовке к планированию «октябрята» могут обратиться за помощью к вожатым, учителю, педагогу-организатору. На общем сборе
«октябрятской» группы все вносимые звездочками предложения коллективно обсуждаются, из них выбираются лучшие и корректируются вожатыми.
В 3,4 классах «октябрята» уже втягиваются в разностороннюю жизнь учреждения образования, пионерской дружины. Для них все более важным становятся отношения с товарищами, учителем, вожатым. Основными мотивами, побуждающими детей учиться, становятся познавательный интерес к содержанию учебных предметов и стремление занять определенное место в классе и коллективе сверстников.
Если в предыдущих классах о пионерской организации ребята получали отрывочные сведения, то «октябрята» 3 – 4 классов начинают непосредственно готовиться к вступлению в ряды Белорусской республиканской пионерской организации. Особенности работы с
«октябрятами» – учащимися 3 – 4 классов заключаются в усилении роли коллектива, общественного мнения, в опоре на новый уровень самосознания, на большую самостоятельность.
Прием в пионеры происходит на сборе отряда старших пионеров. Вожатый-пионер представляет всех «октябрят», пожелавших вступить в пионерскую организацию. Вопрос о вступлении решается открытым голосованием. На ближайшем сборе дружины, желательно приуроченном к государственному празднику, все ребята, принятые на отрядном сборе в пионеры, перед строем дружины и перед Государственным флагом Республики Беларусь дают Торжественное обещание, и им повязывают пионерские галстуки. Прием в пионеры может проводиться в памятных местах боевой славы.
Работа «октябрятских» групп должна быть тесно связана с программами территориальных пионерских организаций, пионерских дружин, основными направлениями воспитательной работы.
Участники программы вправе самостоятельно выбрать направление деятельности, участвовать в одном или нескольких из них, коллективно или индивидуально. Следует, однако, отметить, что направления работы с
«октябрятами», определяемые Программой, в комплексе предоставляют достаточно богатые возможности для открытия и реализации воспитанниками своих внутренних ресурсов, самоутверждения, социального и нравственного становления. Поэтому рекомендуется при выборе направлений деятельности коллектива «октябрят» использовать возможности, заложенные в каждом направлении программы. Наряду с работой в своих школьных коллективах, «октябрята» участвуют в городских, районных, областных и республиканских мероприятиях, проводимых в рамках программы или по отдельным ее направлениям.
Для закрепления материала для младших членов ОО «БРПО» будет разработано 3 дневника «октябренка», которые ребята должны будут вести с 1,2-го и по окончание 4-го классов.
- Ожидаемый результат.
Развитие и активизация деятельности областных (Минской городской), городских и районных пионерских организаций, пионерских дружин в работе с «октябрятами», вовлечение учащихся младшего школьного возраста в деятельность пионерской организации, повышение роли ОО «БРПО» в процессе непрерывного воспитания подрастающего поколения.
Развитие положительных личностных качеств участников программы, формирование «октябрят» как социально активных личностей, граждан и патриотов своей страны, ориентированных на саморазвитие, самоопределение, и самосовершенствование, общественно полезную деятельность, приобретение умений и навыков, необходимых для самореализации и эффективного участия в жизни белорусского общества и государства.
Приложение
Примерное содержание деятельности программы «Октябрята», в соответствии с возрастом 7-10 лет
№ п/п |
Направление деятельности ОО «БРПО» |
Содержание деятельности |
Формы работы, примеры проектов, мероприятий ОО «БРПО» |
1. |
Гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения |
Воспитание у «октябрят» любви и глубокого уважения к своей Родине – Республике Беларусь. Ознакомление учащихся младшего школьного возраста с символикой Республики Беларусь и символами, традициями, правилами пионерской организации. Знакомство с историей Республики Беларусь, региона, города. Подготовка детей 6-7 летнего возраста к посвящению в «октябрята». |
Квест-игра «По следам Победы». Проект ОО «БРПО» «Встречи на все 100». Проект «Зарничка». Смотры-конкурсы «Пионерские искры», «Плац-концерт». Дистанционная игра «Пароль: «Октябренок». Игра-путешествие «Наша Родина – Республика Беларусь». Конкурс рисунков «Радзіма мая дарагая». Устные журналы и беседы «Символы моей страны», «Правила «октябрят», «Символы «октябрят». Праздник «Посвящение в «октябрята», сбор «Октябренок» - это я», праздник «октябрятской» звездочки. Беседы «Поручения «октябрят», «Нас называют «октябрятами». Тематические сборы по правилам и поручениям «октябрят». Игровая программа «Школа, улица, дом», Экскурсии на культурно-исторические объекты, предприятия. Беседы «Традиционные белорусские праздники и обряды». Конкурсы рассказов, рисунков, стенных газет «Моя Родина». Коллективное чтение книг о Беларуси, Экскурсии «Сегодняшний день моего города (поселка, деревни, села)», экскурсии в краеведческие музеи, музеи боевой и трудовой славы белорусского народа. Викторины, квизы по истории и культуре родного края. Беседы «Кто такие защитники Родины?». Сборы «октябрятской» группы «Пионеры – герои». Уроки Мужества, Памяти «Великая Отечественная война в истории Беларуси», «Подвиг народа бессмертен». Встречи с ветеранами. Акция «Подарок ветерану». Утренники ко Дню защитника Отечества, Дню Победы и др. |
Недели октябрят и т.д. |
|||
2. |
Духовно-нравственное становление современной личности |
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Воспитание у учащихся младшего школьного возраста стремления изучать и сохранять культурные ценности белорусского народа. Приобщение учащихся младшего школьного возраста к изучению и сохранению культурных ценностей белорусского народа. Формирование у «октябрят» навыков самовоспитания. Развитие творческих способностей учащихся младшего школьного возраста. Воспитание у «октябрят» уважительного отношения к труду и людям труда, ответственности за выполнение «октябрятских» поручений. |
Творческие проекты, концерты, фестивали, конкурсы. Акции, флэш-мобы, интерактивные игры, мастер-классы. встречи с интересными людьми, «Встречи на все 100». Киноклубы, выставки, посещение музеев, театров, концертов, экскурсии. Смотры-конкурсы «Флаг-шоу», «Пионерские искры». Беседы: «Каким человеком я мечтаю стать?». Конкурс «Кладовая талантов». Дни, недели Игры, игровые программы, квизы, квесты. Занятия по развитию творчества «октябрят»: разучивание стихов, песен, сценок; лепка, рисование. Организация тематических праздников, смотров талантов, творческих конкурсов, театральных постановок. Экскурсии на предприятия, где работают родители «октябрят». Творческие мастерские «Подарок своими руками». Трудовые десанты по оформлению классного помещения, благоустройству территории школы, сбору макулатуры, Акции «Живи, книга», Деловые и ролевые игры «Почта», «Стройка», «Магазин», «Больница», «Фабрика» и т.д. |
3. |
Развитие спорта и туризма, популяризация здорового образа жизни |
Развитие потребности в создании здоровой окружающей среды. Формирование установки на здоровый образ жизни. Усиление связи между знаниями о своем здоровье, отношении к нему и поведением, ознакомление учащихся младшего школьного возраста с основами здорового образа жизни. Развитие интереса к занятиям по |
Конкурсы, спортивные соревнования, акции, флэш-мобы. Интерактивные игры, диспуты, дискуссии, семинары, мастер- классы, открытые лектории. Спортивные секции, занятия в объединениях по интересам спортивной направленности. Проект «Зарничка», пионерские гонки, квест-игра «По следам Победы». Спортивные эстафеты, игры-соревнования, прогулки и походы в выходные дни, во время каникул, экскурсии на спортивные сооружения: стадионы и др. |
формированию навыков здорового образа жизни. |
«Встречи на все 100» с лучшими спортсменами школы, района, города. Контроль за чистотой в классе, опрятностью внешнего вида учащихся младшего школьного возраста, их рабочего места. Тематические занятия «Здоровый образ жизни», «Здоровое питание» и др. Сбор-праздник чистоты и здоровья «У нас в гостях Мойдодыр», акция «Пусть школа будет чистой». |
||
4. |
Социальная защита детей, благотворительность, защита окружающей среды |
Развитие тимуровского движения, защита окружающей среды. |
Волонтерство, тимуровское добровольческое движение. Благоустройство памятных мест. Поисковая деятельность, краеведение. Туристические походы и экологические экспедиции. Экологические акции и мероприятия. Благоустройство и озеленение территории. Акции по сбору макулатуры и др. «Встречи на все 100» с интересными людьми, реализация проекта «Сделаем мир чище» и др. |
5. |
Формирование информационной культуры |
Анализ и понимание своих информационных потребностей; формирование умения осуществлять поиск источников информации; знакомство со способами хранения и передачи информации |
Медиа-школа, школа веб-дизайна, пресс-центр, Издание газет и журналов, школьное радио и телевещание, новостные группы в социальных сетях, Информационные пресс-конференции, фестивали, конкурсы. Республиканская дистанционная игра, веб-квет «Покорители вершин», челлендж «Я - октябренок». Конкурс «Юный блогер» и т.д. |
6. |
Осуществление международной деятельности |
Развитие партнерских отношений с детскими общественными объединениями других стран |
Реализация совместных (международных) проектов с детскими общественными объединениями других стран. Проведение международных мероприятий. Обмены делегациями с детскими общественными объединениями других стран. |
ГРАМАДСКАЕ АБ'ЯДНАННЕ «БЕЛАРУСКАЯ РЭСПУБЛIКАНСКАЯ ПIЯНЕРСКАЯ АРГАНIЗАЦЫЯ» ЦЭНТРАЛЬНЫ САВЕТ |
ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «БЕЛОРУССКАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ» ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА |
|
19.12.2019 |
№ 1 |
г. Минск |
Об утверждении Программы «Октябрята» по организации деятельности ОО «БРПО» с младшими школьниками от 7 до 10 лет
С целью вовлечения учащихся младшего школьного возраста в деятельность групп «октябрят» и подготовки к их вступлению в пионерскую организацию, заслушав и обсудив информацию председателя Центрального Совета ОО «БРПО» Гончарову А.В., Пленум Центрального Совета ОО «БРПО»
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
- Принять программу «Октябрята» по организации деятельности ОО «БРПО» с младшими школьниками от 7 до 10 лет за основу (прилагается).
- Научно-методическому центру Центрального Совета ОО
«БРПО» в срок до 1 сентября 2020 года разработать макет книжки
«октябренка» с необходимыми приложениями.
- Областным (Минскому городскому) Советам ОО «БРПО»:
- В срок до 14 февраля 2020 года разработать и предоставить по 30 игровых заданий по уровням сложности и тематическим блокам программы (10 – 1,2 классы, 10 – 3 класс, 10 – 4 класс).
- Довести данное постановление до сведения районных (городских) пионерских организаций, пионерских дружин, всех заинтересованных.
- Ответственность за исполнение данного постановления возложить на заместителя председателя Центрального Совета (Шинкоренко Ю.А.), председателей областных (Минского городского) Советов ОО «БРПО».
- Контроль за исполнением данного постановления возложить на председателя Центрального Совета ОО «БРПО» (Гончарова А.В.). Председатель
А.В.Гончарова
Программа «Октябрята»
по организации деятельности ОО «БРПО»
Утверждено
Постановление Пленума ЦС ОО «БРПО»
19 декабря 2019 года № 1
с учащимися младшего школьного возраста от 7 до 10 лет
Пояснительная записка.
Программа «Октябрята» адресуется областным (Минскому городскому), районным (городским) Советам Общественного объединения «Белорусская республиканская пионерская организация» (далее – ОО «БРПО»), методистам учреждений дополнительного образования, заместителям директоров по воспитательной работе, педагогам-организаторам (вожатым пионерских дружин), учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня учреждений общего среднего образования.
Основой пионерской организации является пионерская дружина, в состав которой входят группы «октябрят», существующие во взаимосвязи и единстве с пионерской организацией. Основной воспитательной задачей групп «октябрят» является подготовка учащихся младшего школьного возраста к вступлению в пионерскую организацию. Для полноценной и эффективной деятельности октябрятского коллектива следует учитывать возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста. Поэтому в работе с «октябрятами» следует особое внимание уделять следующим педагогическим требованиям: организация деятельности ребят, предусматривающая чередование разнообразных видов работы, красочность и яркость оформления всех мероприятий, эмоционально окрашенную новую информацию. Важен также игровой момент, всегда увлекающий малышей.
«Октябрята» организуют свою жизнедеятельность в рамках работы пионерской дружины учреждений общего среднего образования, при содействии учителей, воспитателей групп продленного дня и педагога- организатора.
«Октябрята» – первое звено в воспитании гражданина, вся работа с ними должна быть, прежде всего, разнообразной по формам и методам, пронизана интересом к своей стране и гордостью за нее.
Данная программа носит комплексно-целевой характер и направлена на совершенствование и развитие пионерского движения в Республике Беларусь путем определения основных направлений работы октябрятских групп и пионерских отрядов, форм и методов работы с младшего
школьного возраста. При ее составлении учитывался опыт предыдущих лет работы, предложения детей, педагогов и родителей по работе пионерской организации в школе.
Работу с «октябрятами» ведет учитель начальной школы и воспитатель группы продленного дня. Педагог-организатор руководит пионерской дружиной учреждения образования и организует работу пионеров и пионеров-лидеров с «октябрятами» с первого по четвертый класс. «Октябрята» – будущие пионеры и работа педагога-организатора с
«октябрятами» направлена на включение их в школьную жизнь и подготовку к вступлению в пионеры.
- Цели программы
Содействие формированию личности на основе системы ценностей, присущей белорусскому обществу; вовлечение учащихся младшего школьного возраста в деятельность групп «октябрят» и подготовка их к вступлению в пионерскую организацию.
Задачи программы.
создание оптимальных условий для развития социальной активности и ответственности, творческих способностей учащихся младшего школьного возраста, через вовлечение их в систему ценностей и традиций пионерского движения;
воспитание любви к родному краю, знакомство «октябрят» с его историей, современностью, культурой, традициями;
подготовка пионерских вожатых для работы в группах «октябрят», укрепление тем самым лидерского потенциала пионерской организации;
организация систематической деятельности, реализация эффективных форм и методов работы пионерской организации с
«октябрятами»;
создание информационного банка данных, в том числе на интернет платформах ОО «БРПО», о формах и методах организации совместной деятельности учащихся младшего школьного возраста и пионерских вожатых, педагогов-организаторов, воспитателей групп продленного дня, пионеров-лидеров;
привлечение средств массовой информации к освещению хода реализации программы, интересного опыта работы пионерских коллективов с «октябрятами»;
организация работы по программе в Интернет-пространстве и социальных сетях;
информирование потенциальных участников о возможности принять участие в программе «Октябрята», других проектах и мероприятиях ОО «БРПО» на дружинном, районном (городском), областном (Минском городском), республиканском уровнях.
- Принципы реализации программы.
Принцип вариативно-программного подхода – создание программ работы с учащимися младшего школьного возраста «Октябрята» в областной (Минской городской), городской, районной пионерской организации, в пионерских дружинах с учетом особенностей развития каждого конкретного детского коллектива.
Принцип самодеятельности и самоуправления – создание предпосылок для развития активности и инициативы учащихся младшего школьного возраста и работающих с ними пионеров и взрослых, участие
«октябрят» в решении всех вопросов жизни своих отрядов, активная жизненная позиция каждого пионера и «октябренка».
Принцип развития и саморазвития – каждый этап работы по программе должен иметь конкретное логическое завершение и последовательно переходить в следующий. Этот принцип реализуется поэтапно через деятельность каждого участника программы.
Принцип дифференциации и индивидуализации – обеспечение развития личности каждого младшего школьника учащегося младшего школьного возраста в детском объединении в соответствии с его интересами и потребностями, склонностями и способностями, выбор в соответствии с этим форм и методов работы.
Принцип непрерывности – преемственность и непрерывность деятельности, ее развитие в единой системе от простого к сложному, взаимосвязь со всеми субъектами воспитательного пространства учреждения образования, города, района, области, республики.
Принцип учета специфики – отражение в организации деятельности по программе основных идей, ценностей, традиций пионерской организации, отраженной в Уставе ОО «БРПО», программах деятельности пионерских организаций республики и области.
- Организаторы программы.
На республиканском уровне:
Центральный Совет ОО «БРПО». На областном уровне:
Областные (Минский городской) Советы ОО «БРПО».
Учреждения дополнительного образования областного (Минского городского) подчинения.
На районном уровне:
районные (городские) Советы ОО «БРПО»;
районные (городские) учреждения дополнительного образования.
На дружинном уровне: педагоги-организаторы, учителя начальных классов, воспитатели групп продленного дня, пионеры-лидеры.
- Участники программы.
Участниками программы являются учащиеся младшего школьного возраста в возрасте 7-10 лет – «октябрята», а также пионеры-лидеры, пионерские дружины, районные (городские), областные (Минский городской), Центральный Советы ОО «БРПО».
- Направления программы.
Программа включает шесть направлений работы, соответствующих Уставу ОО «БРПО», в соответствии с возрастными особенностями:
гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения;
духовно-нравственное становление личности;
развитие спорта и туризма, популяризация здорового образа жизни; социальная защита детей, благотворительность, защита окружающей
среды;
формирование информационной культуры; осуществление международной деятельности.
По направлениям деятельности ОО «БРПО» определены разделы по реализации программы.
Раздел «Моя Родина».
Наша Родина – Республика Беларусь; Символы Беларуси;
Флаг, герб, гимн Беларуси; Беларусь на карте мира;
Животные и растения моей страны; Спорт в Беларуси;
Азбука белорусского орнамента; История Беларуси;
Белорусские народные сказки;
Белорусские пословицы, поговорки и т.д.; Семья.
Раздел «Мир октябренка». Кто такой октябренок; Правила октябрят; Символы октябрят;
Октябрятская звездочка; Поручения октябренка; Традиции октябрят;
Я – октябренок.
Раздел «ТрудКрут».
Труд – это..; Профессии;
Трудовой десант; Очумелые ручки;
Я – хозяин, я – хозяйка; Раздел «Тимуровский. Кто такой тимуровец?;
Что значит тимуровское движение; История тимуровского движения; Поручения тимуровцу;
Помоги ближним; Экология;
Добровольческий труд; Забота о людях.
Раздел «Здоровьишко». Чистота – залог здоровья; Режим дня;
Здоровый образ жизни; Спорт;
Спортивные игры;
Игровые переменки «Мы октябрята».
Раздел «Творчество».
Мы рисуем;
Мы поем;
Мы танцуем;
Поделки своими руками; Я умею, я могу; Бумажный бум;
Книга – лучший друг; Театр.
Раздел «Интернет».
Что такое Интернет;
Для чего нужен Интернет; Популярные услуги Интернета; Социальные сети;
Что такое сайт;
Правила безопасного поведения в интернете. Раздел «Творчество».
Раздел «Пионер_city». Путешествие в страну Пионерия; Традиции пионерской жизни; Торжественное обещание;
Законы пионеров; Пионерские поручения; Символика ОО «БРПО»;
История пионерского движения;
Пионерские дела;
Азбука пионерской жизни; Пионерский отряд, сбор; Я – пионер.
- Этапы реализации программы.
- й этап – организационный (планирование, разработка макетов дневников «октябренка», наполнение заданиями дневника «октябренка» по заданной тематике и с различными уровнями сложности, презентация дневника «октябренка», сбор-старт, начало работы).
- й этап – основной (работа по программе на всех уровнях, мониторинг хода реализации).
- й этап – итоговый (подведение итогов работы, анализ, определение перспектив дальнейшей деятельности, постановка новых задач).
Участники могут выбрать не только направление, но и уровень работы по программе, последовательно повышая его:
- Досугово-познавательный.
Задачи уровня: организация интересного, познавательного, общественно-полезного досуга учащихся младшего школьного возраста, формирование у них первоначального уровня знаний по содержанию направлений программы.
- Поисково-исследовательский.
Задачи уровня: углубление знаний учащихся младшего школьного возраста по содержанию направлений программы, формирование у них умений и навыков самостоятельного получения знаний, воспитание стремления действовать на благо других людей, формирование практических навыков трудовой деятельности.
- Творческий.
Задача уровня: создание условий для развития и проявления творческого потенциала ребенка.
- Ресурсное обеспечение программы.
Кадровое: подготовка учителей начальных классов, педагогов- организаторов, методистов учреждений дополнительного образования для работы по программе, реализации проектов ОО «БРПО» на всех этапах, индивидуальной работы с «октябрятами» и пионерами-лидерами; организация взаимодействия областной, городских и районных пионерских организаций с областными учреждениями дополнительного образования; проведение семинаров, круглых столов, творческих встреч пионерских вожатых, методистов учреждений дополнительного образования, курирующих деятельность детских общественных объединений, заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов-организаторов, учителей начальных классов учреждений
образования по вопросу обеспечения выполнения программы ОО «БРПО»
«Октябрята»; поощрение лучших организаторов работы по программе.
Информационное: организация информационного обмена между участниками программы, создание положительного общественного мнения о программе; создание банков данных и системы информационного обмена о результатах действия программы, новых технологиях, подходах, формах и методах работы с «октябрятами»; подготовка публикаций в печатных и электронных средствах массовой информации, радио и телепередач о работе пионерских организаций и дружин страны с «октябрятами», лучших пионерских вожатых и педагогах, добившихся положительных результатов работы в этом направлении.
Научно-методическое: внедрение научных подходов в практику работы пионерских организаций с учащимися младшего школьного возраста; разработка методического сопровождения, обеспечивающего работу по программе для разных категорий педагогических работников; организация проблемных творческих групп для разработки методического обеспечения программы.
Социально-педагогическое: педагогический мониторинг эффективности программы на личностном уровне, организация психолого-педагогического исследования с целью определения ее результативности и личностных изменений учащихся младшего школьного возраста; анализ эффективности конкретных форм и технологий работы по программе; определение базовых учреждений образования по направлениям деятельности программы.
Организационное: разработка дневника «октябренка» по определенной тематике и уровню сложности для 1-2,3,4 классов, разработка положений республиканских, областных (Минского городского), районных (городских) проектов ОО «БРПО» по каждому из направлений программы; проведение «Встреч на все 100» с представителями спорта, науки, культуры и т.д.
Материально-техническое: обеспечение финансовых и материально-технических условий для успешной реализации программы.
- Механизм реализации программы
Программа рассчитана на постоянную работу областных (Минского городского), городских (районных) пионерских организаций, пионерских дружин в учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь с младшими членами ОО «БРПО» – «октябрятами».
«Октябрятские» группы организуются во втором полугодии учебного года для учащихся первого класса либо в первом полугодии учебного года для учащихся второго класса. Вступление в
«октябрятскую» группу носит добровольный характер. Группа делится на
микро группы – «звездочки» по 5-6 человек в каждой. «Октябрята» имеют свою символику – октябрятский значок, который вручается при вступлении в «октябрята». Для проведения неформальных и развлекательных мероприятий для октябрят может использоваться вариативный логотип «Октябрята».
Примерно раз в две недели педагог-организатор и вожатые - пионеры проводят сборы микро групп, на которых организуют тематические беседы, информирование, игры, конкурсы, мини-экскурсии, квесты, квизы. Очень важно, чтобы эти занятия чередовались: беседа, требующая внимания, сменялась игрой, а игра – делом, призванным снова привлечь внимание «октябренка». Работа педагога-организатора и вожатых - пионеров с «октябрятами» не должна носить только развлекательный характер. Особое значение следует отводить организации общественно полезных дел, экскурсий, мероприятиям гражданско-патриотической направленности. Общественные дела выбираются посильные для учащихся младшего школьного возраста, ставится конкретная цель, и распределяются обязанности, микро группа имеет свой участок работы, четкое и ясное задание. Обязательно чередование труда и отдыха, смена видов работы. Важен также игровой момент. Педагогу-организатору следует терпеливо готовить пионеров - вожатых, не обладающих достаточным опытом работы с малышами, к выполнению роли помощников и организаторов жизни «октябрят».
Подготовка к вступлению в «октябрята». Подготовка и прием в
«октябрята» – это только старт всех последующих дел. Задача педагога- организатора, педагога-психолога школы – наладить контакт с учителями начальных классов, помочь им создать микроколлективы (звездочки) в будущей группе «октябрят», наметить лидеров (командиров звездочек), определить на заседании совета пионерской дружины пионерский отряд, при котором будет действовать данная группа «октябрят». На сборе пионерского отряда – коллективного шефа октябрятской группы, избираются вожатые «октябрят». Идеально, если эту работу в отряде возглавит – член Общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи» или пионер-лидер.
После того, как ребят приняли в «октябрята», пионеры совместно с классным руководителем приступают к распределению октябрятских поручений. Поручение «октябрят» способствует упражнению детей в выполнении организаторских и исполнительных функций.
В этот период важно уделить внимание сборам звездочки. Это первые сборы в жизни «октябрят», на которых они приобщаются к общественной работе. Сборы должны рождать у ребят желание сообща выполнять задания, вместе играть. Занятия «октябрят» на сборах носят конкретный характер: они рисуют, вырезают флажки, разучивают песни,
игры, совершают экскурсии по школе, в библиотеку, комнату детский объединений и организаций и в ближайшие от школы учреждения. Каждая звездочка выбирает командира, санитара, хозяйственника, цветовода и т.д. Поручения в звездочке через небольшой промежуток времени меняются, чтобы дать детям побывать в разной роли.
Второй вариант, когда поручения даются не отдельным ребятам в звездочке, а целой звездочке. Выполнение поручения звездочкой приучает ребят к совместным действиям, позволяет каждому ребенку внести свой вклад в общее дело, ощутить радость от коллективной деятельности и увидеть зависимость общего результата от индивидуальных усилий каждого. Все это сплачивает детей внутри коллектива, открывает простор для творчества, обогащает общение между членами звездочки, способствует взаимопроникновению личной и коллективной ответственности. Периодическая смена поручений (через одну или две недели) позволяет преодолеть утомляемость детей, возникающую при длительной однообразной работе.
Когда отведенный срок для временных поручений звездочек заканчивается, проводится общий сбор «октябрятской» группы, на котором командиры звездочек рассказывают (отчитываются) о выполнении поручений. В конце сбора вожатые вместе с педагогом дают оценку работы каждой звездочки. В силу небольшого жизненного опыта учащийся младшего школьного возраста особенно нуждается в оценке своей работы, в подтверждении правильности своего поведения. Затем поручения в звездочках меняются, и «октябрята» в звездочках стараются внести в дела своей звездочки много нового, учитывая опыт выполнения предыдущих поручений.
За год дети уже хорошо узнали друг друга, привыкли к школе, к своему классному коллективу, подружились со своими вожатыми- пионерами. Они стали более самостоятельными, накопили определенный опыт участия в общественной, трудовой и организаторской деятельности, поэтому в дальнейшем следует предоставить им большую возможность для проявления инициативы, активности и самостоятельности. Теперь происходит расширение и углубление воспитывающего влияния коллективной организаторской деятельности. Это происходит во время коллективного планирования работы октябрятской группы.
В самом начале учебной четверти за три-четыре дня до общего сбора
«октябрятской» звездочки «октябрятам» сообщается, что один из вопросов, решаемых на сборе, будет планирование группы на четверть. Звездочки отправляются на разведку полезных дел (в библиотеку, по школе, по школьной территории, ближайшие почту и аптеку и т.п.), просматривают газеты, которые предлагают детям различные конкурсы, акции. Цель разведки – найти интересные и полезные людям дела. При
подготовке к планированию «октябрята» могут обратиться за помощью к вожатым, учителю, педагогу-организатору. На общем сборе
«октябрятской» группы все вносимые звездочками предложения коллективно обсуждаются, из них выбираются лучшие и корректируются вожатыми.
В 3,4 классах «октябрята» уже втягиваются в разностороннюю жизнь учреждения образования, пионерской дружины. Для них все более важным становятся отношения с товарищами, учителем, вожатым. Основными мотивами, побуждающими детей учиться, становятся познавательный интерес к содержанию учебных предметов и стремление занять определенное место в классе и коллективе сверстников.
Если в предыдущих классах о пионерской организации ребята получали отрывочные сведения, то «октябрята» 3 – 4 классов начинают непосредственно готовиться к вступлению в ряды Белорусской республиканской пионерской организации. Особенности работы с
«октябрятами» – учащимися 3 – 4 классов заключаются в усилении роли коллектива, общественного мнения, в опоре на новый уровень самосознания, на большую самостоятельность.
Прием в пионеры происходит на сборе отряда старших пионеров. Вожатый-пионер представляет всех «октябрят», пожелавших вступить в пионерскую организацию. Вопрос о вступлении решается открытым голосованием. На ближайшем сборе дружины, желательно приуроченном к государственному празднику, все ребята, принятые на отрядном сборе в пионеры, перед строем дружины и перед Государственным флагом Республики Беларусь дают Торжественное обещание, и им повязывают пионерские галстуки. Прием в пионеры может проводиться в памятных местах боевой славы.
Работа «октябрятских» групп должна быть тесно связана с программами территориальных пионерских организаций, пионерских дружин, основными направлениями воспитательной работы.
Участники программы вправе самостоятельно выбрать направление деятельности, участвовать в одном или нескольких из них, коллективно или индивидуально. Следует, однако, отметить, что направления работы с
«октябрятами», определяемые Программой, в комплексе предоставляют достаточно богатые возможности для открытия и реализации воспитанниками своих внутренних ресурсов, самоутверждения, социального и нравственного становления. Поэтому рекомендуется при выборе направлений деятельности коллектива «октябрят» использовать возможности, заложенные в каждом направлении программы. Наряду с работой в своих школьных коллективах, «октябрята» участвуют в городских, районных, областных и республиканских мероприятиях, проводимых в рамках программы или по отдельным ее направлениям.
Для закрепления материала для младших членов ОО «БРПО» будет разработано 3 дневника «октябренка», которые ребята должны будут вести с 1,2-го и по окончание 4-го классов.
- Ожидаемый результат.
Развитие и активизация деятельности областных (Минской городской), городских и районных пионерских организаций, пионерских дружин в работе с «октябрятами», вовлечение учащихся младшего школьного возраста в деятельность пионерской организации, повышение роли ОО «БРПО» в процессе непрерывного воспитания подрастающего поколения.
Развитие положительных личностных качеств участников программы, формирование «октябрят» как социально активных личностей, граждан и патриотов своей страны, ориентированных на саморазвитие, самоопределение, и самосовершенствование, общественно полезную деятельность, приобретение умений и навыков, необходимых для самореализации и эффективного участия в жизни белорусского общества и государства.
Приложение
Примерное содержание деятельности программы «Октябрята», в соответствии с возрастом 7-10 лет
№ п/п |
Направление деятельности ОО «БРПО» |
Содержание деятельности |
Формы работы, примеры проектов, мероприятий ОО «БРПО» |
1. |
Гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения |
Воспитание у «октябрят» любви и глубокого уважения к своей Родине – Республике Беларусь. Ознакомление учащихся младшего школьного возраста с символикой Республики Беларусь и символами, традициями, правилами пионерской организации. Знакомство с историей Республики Беларусь, региона, города. Подготовка детей 6-7 летнего возраста к посвящению в «октябрята». |
Квест-игра «По следам Победы». Проект ОО «БРПО» «Встречи на все 100». Проект «Зарничка». Смотры-конкурсы «Пионерские искры», «Плац-концерт». Дистанционная игра «Пароль: «Октябренок». Игра-путешествие «Наша Родина – Республика Беларусь». Конкурс рисунков «Радзіма мая дарагая». Устные журналы и беседы «Символы моей страны», «Правила «октябрят», «Символы «октябрят». Праздник «Посвящение в «октябрята», сбор «Октябренок» - это я», праздник «октябрятской» звездочки. Беседы «Поручения «октябрят», «Нас называют «октябрятами». Тематические сборы по правилам и поручениям «октябрят». Игровая программа «Школа, улица, дом», Экскурсии на культурно-исторические объекты, предприятия. Беседы «Традиционные белорусские праздники и обряды». Конкурсы рассказов, рисунков, стенных газет «Моя Родина». Коллективное чтение книг о Беларуси, Экскурсии «Сегодняшний день моего города (поселка, деревни, села)», экскурсии в краеведческие музеи, музеи боевой и трудовой славы белорусского народа. Викторины, квизы по истории и культуре родного края. Беседы «Кто такие защитники Родины?». Сборы «октябрятской» группы «Пионеры – герои». Уроки Мужества, Памяти «Великая Отечественная война в истории Беларуси», «Подвиг народа бессмертен». Встречи с ветеранами. Акция «Подарок ветерану». Утренники ко Дню защитника Отечества, Дню Победы и др. |
Недели октябрят и т.д. |
|||
2. |
Духовно-нравственное становление современной личности |
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Воспитание у учащихся младшего школьного возраста стремления изучать и сохранять культурные ценности белорусского народа. Приобщение учащихся младшего школьного возраста к изучению и сохранению культурных ценностей белорусского народа. Формирование у «октябрят» навыков самовоспитания. Развитие творческих способностей учащихся младшего школьного возраста. Воспитание у «октябрят» уважительного отношения к труду и людям труда, ответственности за выполнение «октябрятских» поручений. |
Творческие проекты, концерты, фестивали, конкурсы. Акции, флэш-мобы, интерактивные игры, мастер-классы. встречи с интересными людьми, «Встречи на все 100». Киноклубы, выставки, посещение музеев, театров, концертов, экскурсии. Смотры-конкурсы «Флаг-шоу», «Пионерские искры». Беседы: «Каким человеком я мечтаю стать?». Конкурс «Кладовая талантов». Дни, недели Игры, игровые программы, квизы, квесты. Занятия по развитию творчества «октябрят»: разучивание стихов, песен, сценок; лепка, рисование. Организация тематических праздников, смотров талантов, творческих конкурсов, театральных постановок. Экскурсии на предприятия, где работают родители «октябрят». Творческие мастерские «Подарок своими руками». Трудовые десанты по оформлению классного помещения, благоустройству территории школы, сбору макулатуры, Акции «Живи, книга», Деловые и ролевые игры «Почта», «Стройка», «Магазин», «Больница», «Фабрика» и т.д. |
3. |
Развитие спорта и туризма, популяризация здорового образа жизни |
Развитие потребности в создании здоровой окружающей среды. Формирование установки на здоровый образ жизни. Усиление связи между знаниями о своем здоровье, отношении к нему и поведением, ознакомление учащихся младшего школьного возраста с основами здорового образа жизни. Развитие интереса к занятиям по |
Конкурсы, спортивные соревнования, акции, флэш-мобы. Интерактивные игры, диспуты, дискуссии, семинары, мастер- классы, открытые лектории. Спортивные секции, занятия в объединениях по интересам спортивной направленности. Проект «Зарничка», пионерские гонки, квест-игра «По следам Победы». Спортивные эстафеты, игры-соревнования, прогулки и походы в выходные дни, во время каникул, экскурсии на спортивные сооружения: стадионы и др. |
формированию навыков здорового образа жизни. |
«Встречи на все 100» с лучшими спортсменами школы, района, города. Контроль за чистотой в классе, опрятностью внешнего вида учащихся младшего школьного возраста, их рабочего места. Тематические занятия «Здоровый образ жизни», «Здоровое питание» и др. Сбор-праздник чистоты и здоровья «У нас в гостях Мойдодыр», акция «Пусть школа будет чистой». |
||
4. |
Социальная защита детей, благотворительность, защита окружающей среды |
Развитие тимуровского движения, защита окружающей среды. |
Волонтерство, тимуровское добровольческое движение. Благоустройство памятных мест. Поисковая деятельность, краеведение. Туристические походы и экологические экспедиции. Экологические акции и мероприятия. Благоустройство и озеленение территории. Акции по сбору макулатуры и др. «Встречи на все 100» с интересными людьми, реализация проекта «Сделаем мир чище» и др. |
5. |
Формирование информационной культуры |
Анализ и понимание своих информационных потребностей; формирование умения осуществлять поиск источников информации; знакомство со способами хранения и передачи информации |
Медиа-школа, школа веб-дизайна, пресс-центр, Издание газет и журналов, школьное радио и телевещание, новостные группы в социальных сетях, Информационные пресс-конференции, фестивали, конкурсы. Республиканская дистанционная игра, веб-квет «Покорители вершин», челлендж «Я - октябренок». Конкурс «Юный блогер» и т.д. |
6. |
Осуществление международной деятельности |
Развитие партнерских отношений с детскими общественными объединениями других стран |
Реализация совместных (международных) проектов с детскими общественными объединениями других стран. Проведение международных мероприятий. Обмены делегациями с детскими общественными объединениями других стран. |