О проведении районного этапа республиканского конкурса опытнических и исследовательских работ «Юный натуралист»
ЛЕЛЬЧЫЦКІ РАЁННЫ ВЫКАНАЎЧЫ КАМІТЭТ АДДЗЕЛ АДУКАЦЫІ |
ЛЕЛЬЧИЦКИЙ РАЙОННЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ |
|||||
|
ЗАГАД 07.04.2025 № 183
г.п.Лельчыцы |
ПРИКАЗ г.п.Лельчицы |
|
|||
О проведении районного этапа
республиканского конкурса
опытнических и исследовательских
работ «Юный натуралист»
В соответствии с приказом главного управления образования №274 от 04.04.2025 и календарем массовых мероприятий с учащимися учреждений общего среднего образования Гомельской области на 2024/2025 учебный год, с целью вовлечение учащихся в опытно-исследовательскую, научную и проектную деятельность в области сельского хозяйства и агроэкологии
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Провести в апреле - сентябре 2025 года районный этап республиканского конкурса опытнических и исследовательских работ «Юный натуралист» (далее – конкурс).
2. Утвердить положение о проведении, состав жюри (приложения 1, 2).
3. Руководителям учреждений образования организовать:
-
- участие в конкурсе учащихся и педагогических работников учреждений общего среднего образования, дополнительного образования детей и молодежи в соответствии с положением, утвержденным настоящим приказом ;
- доставку конкурсных материалов, в срок до 05.09.2025 в государственное учреждение «Лельчицкий районный учебно-методический кабинет» (г.п.Лельчицы, ул. Юбилейная,19).
4.Контроль за исполнением приказа возложить на заведующего государственным учреждением «Лельчицкий районный учебно-методический кабинет» Романдину С.И.
Начальник отдела В.А.Гриб
Дашкевич 21952
Приложение 1
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении районного этапа республиканского конкурса опытнических и исследовательских работ «Юный натуралист»
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА.
ЦЕЛЬ:
вовлечение учащихся в опытно-исследовательскую, научную и проектную деятельность в области сельского хозяйства и агроэкологии.
ЗАДАЧИ:
выявление лучших практик и популяризация деятельности объединений по интересам эколого-биологической, агроэкологической направленности;
выявление и поддержка учащихся, проявляющих интерес к исследовательской и практической деятельностям;
повышение мотивации и вовлечение учащихся в опытно исследовательскую, проектную и поисковую деятельности, направленные на исследование растительного мира;
развитие социальной ответственности и активности учащихся через привлечение к участию в проектах экологической направленности;
воспитание у учащихся экологической культуры и грамотности, патриотизма, чувства любви и уважения к природе родного края;
демонстрация достижений юных исследователей в области растениеводства, цветоводства и экологии.
2. УЧАСТНИКИ КОНКУРСА.
Участниками конкурса являются учащиеся учреждений общего среднего образования (в том числе учащиеся агроклассов) и учреждений дополнительного образования детей и молодежи (далее – учреждения образования) в возрасте 12 – 17 лет, а также педагогические работники.
3. СРОКИ И ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА.
Конкурс проводится с марта по сентябрь 2025 года по этапам: первый этап (отборочный) – организовывается в учреждениях с апреля по 25 августа 2025 г.;
второй этап (отборочный) – районный проводится с 28 августа по 5 сентября 2025г.;
третий этап (отборочный) – областной проводится с 5сентября по 20 сентября 2025г.;
четвертый этап (заключительный) – республиканский, организовывается с 29 сентября по 31 октября 2025г.
4. НОМИНАЦИИ КОНКУРСА.
Конкурс проводится в очной и заочной формах по следующим номинациям: «Дом для пернатого друга», «Плоды белорусского сада», «Краски осени», «Классный час», «Юннатские дожинки».
4.1. Номинация «Дом для пернатого друга» – заочная, коллективная.
Конкурсная работа включает 2 части: практическую – изготовление домика для птиц и исследовательско-творческую – проведение наблюдения и создание видеофильма с кратким показом жизни поселившегося в домике семейства птиц, от заселения до их вылета.
Домик создается для птиц, полезных для человека, которые уничтожают вредителей сада и огорода, например скворцов. Важно отметить: материал, толщину досок, размеры домика. На какой опоре (шест или дерево, какое) и на какой высоте размещен домик. Указать сторону света, на которую смотрит леток.
Видеофильм начинается с изготовления домика и вывешивания его на участке. При наблюдении необходимо вести дневник и отметить следующее: дата размещения птичьего домика, когда птицы его обнаружили, заселение птицами, начало яйцекладки, сроки насиживания яиц, сколько раз и с каким кормом птицы прилетают домой, когда вывелись птенцы, вынос скорлупы от гнезда, сколько ее (показывает количество яиц в полной кладке) и на какое расстояние она уносилась, как часто и чем птицы кормили птенцов, вылет птенцов из гнезда и т.д. Таким образом, следует показать все значимые события, их интенсивность и количество, сколько дней продлилось гнездование: от даты заселения до даты вылета птенцов, чтобы сложилась картина о жизни птичьей семьи и сколько и каких вредителей они за это время истребили, и в итоге - о пользе птиц.
Видеофильм должен иметь титры, в которых указывается название конкурсной работы, год выпуска, авторство используемых аудио-, фото и видеофрагментов, а также данные как на титульном листе.
Обязательно должен присутствовать поясняющий рассказ, возможно за кадром.
На конкурс принимаются видеоработы, снятые на профессиональные и любительские камеры, смартфоны, айфоны, веб-камеры и пр. Специальных технических требований к представленным на конкурс видеоработам не предъявляется, однако обязательным условием является обеспечение качества изображения и звукового сопровождения, достаточных для четкого распознавания сюжета и героев, а также разборчивости речи. Продолжительность (хронометраж) видеоработы не должна превышать 3 минуты.
Участник конкурса может выложить видеофайл в файлообменник и прислать ссылку на скачивание. При использовании файлообменника видеофайл должен быть доступен для скачивания.
Основные критерии оценки работ: соответствие содержания работы заданной теме; качество исполнения работы; художественный уровень работ, научность в раскрытии и отражении темы; достоверность и четкость представленной информации; соответствие творческого уровня возрасту автора.
В данной номинации не рассматриваются презентации, слайд-шоу, фотофильмы.
4.2. Номинация «Плоды белорусского сада» – очная, индивидуальная.
Номинация направлена на представление опыта практической организации и использования эффективных приемов возделывания плодово-ягодных культур винограда и голубики на территории учреждения образования или в частном хозяйстве, направленных на применение современных технологий возделывания растений, на получение гарантированных высоких урожаев, повышение качества продукции и хранения.
В данной номинации представляется творческий отчет с подтверждающими фотографиями.
При выполнении работы следует учитывать современные актуальные тенденции возделывания и содержания земельных участков: неприхотливость, практичность, зонирование участка, качество и количество получаемой продукции.
В отчете проекта должны быть представлены: тема и цель; перечень и описание использованных сортов; год проведения; руководитель и участники проекта; место, время и условия проведения; методика проведения; особенности агротехники выращивания, календарный план работ; дневник выполнения работы; фенологические, иные наблюдения и учеты за ростом и развитием растений; результаты с описанием использования полезных качеств растений; выводы; рекомендации по внедрению результатов проекта; заключение руководителя проекта; рецензия ученого или специалиста сельского хозяйства.
Обязательным для выполнения является подробное описание выполненной работы, подтвержденное фотографиями, на которых видны действия юных исследователей.
Для победителей областного этапа конкурса в данной номинации предусматривается очная защита конкурсных работ (до 6 минут) с презентаций. Во время защиты допускается представление наглядных материалов, соответствующих теме работы.
Основными критериями оценки работ являются: целенаправленность исследовательской работы; оригинальность идеи; научность в раскрытии и отражении темы; достоверность и четкость представленной информации; соответствие условиям конкурса.
4.3. Номинация «Юннатские дожинки» - заочная, коллективная.
Конкурсная работа представляет собой уличную фотозону, отражающую направления юннатской деятельностии создающую праздничную атмосферу. При создании фотозоны можно использовать фитоскульптуры из различного природного материала, декоративные контейнеры с цветами, плодами и т.д., цветочные ковры, панно, циновки из трав и т.п. Все элементы фотозоны должны быть надежно закреплены и сохранять декоративность в течение месяца.
На конкурс представляется 1 экспозиция от каждого учреждения.
Конкурсная работа выполняется коллективом
Размер экспозиции 2,0 м х 3,0 м.
На конкурс предоставляются фотографии фотозоны ( 4-5 штук с общим планом и отдельными элементами).
5. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНКУРСНЫХ РАБОТ.
соответствие условиям конкурса и требованиям к оформлению; отображение развития и достижений юннатской деятельности; содержательность, структурированность, информационная
наполненность, достоверность представленного материала; научность в раскрытии и отражении темы;
точность и четкость представленной информации;
художественная привлекательность, зрелищность, наглядно иллюстративный материал, оригинальность в раскрытии и отображении темы;
техническое качество материала, фотографий;
самостоятельность и активность автора работы, степень владения материалом, ответы на вопросы.
6. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РАБОТ.
Конкурсные работы должны иметь титульный лист следующего содержания: название конкурса и номинации, название работы, область, район/город, полное название учреждения образования, информация об авторах работы (фамилия, имя, отчество, класс, объединение по интересам, возраст) и о руководителе/руководителях (фамилия, имя, отчество, должность), а также полный почтовый адрес и контактный телефон с кодом города.
Презентация к номинации 4.2. может быть выполнена в формате Power Point. На первом слайде презентации должна быть такая же информация, как и на титульном листе отчета.
Видеоработы в номинации 4.1. подаются дистанционно, организаторам присылается только ссылка для скачивания с исходными данными: название конкурса, номинации, фамилия и имя участника, они должны быть размещены в «облаке» на сервере в глобальной компьютерной сети Интернет и быть доступными для скачивания.
Дневники наблюдений к номинации 4.1. и отчеты к номинации 4.2. представляются в печатном виде, формат А4. Шрифт Times New Roman, кегль 14, одинарный междустрочный интервал, абзацный отступ 1,25 см. Поля страницы верхнее и нижнее по 2 см, левое 3 см, правое 1,5 см. Максимальный объем отчета – не более 20 печатных листов с учетом фотоматериалов.
Конкурсные материалы к номинациям 4.1. и 4.2. предоставляются в бумажном виде и на электронном носителе.
7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНКУРСА
-
- работы на районный этап направляются не позднее 05.09.2025 в государственное учреждение «Лельчицкий районный учебно-методический кабинет» (г.п.Лельчицы, ул.Юбилейная,19). Работы, доставленные позже указанного срока или несоответствующие задачам, условиям и требованиям оформления работ оцениваться не будут;
- устанавливается следующее количество призовых мест в каждой номинации (направлении номинации):
1-е место – одно; 2-е место – два; 3-е место – три.
Жюри оставляет за собой право изменить количество призовых мест и не присуждать участникам конкурса призовых мест, в случае низкого качества представленных работ.
Работы победителей примут участие в областном этапе республиканского конкурса опытнических и исследовательских работ «Юный натуралист».
Приложение 2
СОСТАВ ЖЮРИ
районного этапа республиканского конкурса опытнических и исследовательских работ «Юный натуралист»
Председатель жюри |
Романдина С.И., заведующий ГУ «Лельчицкий районный учебно-методический кабинет» |
Члены жюри: |
Дашкевич Е.А., заведующий сектором ГУ «Лельчицкий районный учебно-методический кабинет»; Штукарь А.В., заведующий сектором ГУ «Лельчицкий районный учебно-методический кабинет»; Хамутовская В.В., методист ГУ «Лельчицкий районный учебно-методический кабинет»; Юхневич С.В., методист ГУ «Лельчицкий районный учебно-методический кабинет»; |
Приложение 3
Сопроводительный лист работы участника районного этапа республиканского конкурса опытнических и исследовательских работ «Юный натуралист»
Название конкурса |
|
Название номинации конкурсы |
|
Область/район/город |
|
Наименование учреждения образования (согласно уставу) |
|
Название работы |
|
ФИО номинанта/номинантов конкурса |
1. 2. 3. |
Возраст, класс (для учащихся) |
|
Объединение по интересам |
|
ФИО руководителя/руководителей, должность (полностью) |
|
Полный почтовый адрес |
|
Контактный телефон с кодом города |
Сопроводительный лист заполняется и прилагается ко всем работам, представленным на конкурс в печатном и электронном виде.