Образец фонетико-фонологического разбора
- Просьба [проз’бъ], <прос’ба>.
- Ударение на первом слоге, неподвижное (просьбы, просьбе, просьбу и т.д.).
- Два слога [про|з’бъ]. По началу оба слога прикрытые, по концу - открытые. Первый слог - ударный, второй • заударный.
- [п] - <п> - согласная, шумная, глухая, парная ей <б>, губно-губная, смычно-взрывная, твёрдая, парная ей <п’>, по звонкости-глухости находится в сильной позиции (перед сонорной), по мягкости-твердости находится в сильной позиции (твёрдая перед твёрдой), не изменяется, реализуется] в звуке [п];
[р] - <р> - согласная, сонорная, непарная, переднеязычная,, передненебная, дрожащая (вибрант), твёрдая, парная ей <р’>, находится в абсолютно сильной позиции (т.к. перед гласной непереднего ряда), не изменяется, реализуется в звуке [р];
[о] - <о> - гласная, заднего ряда, среднего подъёма, лабиализованная, ударная, в сильной позиции, не изменяется, реализуется в звуке [о];
[з’] - <с’> - согласная, шумная, глухая, парная ей <з’>, переднеязычная, щелевая, мягкая, парная ей <с>, находится в слабой позиции по звонкости - глухости (т.к. перед согласным звуком противоположного качества: глухая перед звонкой) и в слабой позиции по мягкости - твердости (т.к. перед согласным звуком противоположного качества: мягкая перед твёрдой), подвергается ассимиляции по звонкости, реализуется в звуке [з’];
[б] - <б> - согласная, шумная, звонкая, парная ей <п>, губногубная, смычно-взрывная, твёрдая, парная ей <б’>, в абсолютно сильной позиции (т.к. перед гласной непереднего ряда), не изменяется, реализуется в звуке [б];
[ъ] - <а> - гласная, среднего ряда, нижнего подъёма, нелабиализованная, во II слабой заударной позиции, качественно редуцируется, реализуется в звуке [ъ].
- В слове 7 букв: «пэ», «эр», «о», «эс», «мягкий знак», «бэ», «а»; 6 звуков, так как мягкий знак не обозначает отдельного звука, а указывает на мягкость [з’].
Словообразовательный разбор слова
Словообразовательный разбор производится по следующей схеме:
- Поставить исследуемое слово в начальную форму (для причастия и деепричастия — инфинитив).
- К исследуемому слову подобрать мотивирующее слово (слова), ближайшее по форме и связанное по смыслу с исследуемым словом; объяснить значение производного слова через значение производящего слова (слов); выделить исследуемую и производящую (производящие) основы.
- В исследуемом слове выделить средство словообразования, если слово образовано приставкой и / или суффиксом.
- Указать способ словообразования.
- Указать процессы, сопровождающие словообразование, если они есть:
— чередование гласных и согласных,
— усечение производящей основы,
— интерфиксация,
При словообразовательном разборе необходимо обратить внимание на следующее.
Во-первых, не следует путать словообразование и формообразование. Так, нельзя описывать прошедшее время глагола, причастие или деепричастие как слова, образованные от инфинитива (например, читал, читающий, читая от читать). В данном случае мы имеем дело с формами одного и того же глагола, то есть с одним и тем же словом. Именно для избежания ошибок такого рода исследуемое слово предварительно ставят в начальную форму.
Производящая основа также должна стоять в начальной форме (например, подоконник ¬ окно, а не *под окном), исключение составляют лишь случаи сращения (сумасшедший ¬ с ума сшедший) и субстантивации (учащийся<sub>сущ.</sub> ¬ учащийся<sub>прич.</sub>).
Во-вторых, при словообразовательном разборе необходимо правильно определить производящую основу — ближайшую по форме мотивирующую основу. Ошибочным будет разбор, в котором в качестве производящей основы будет указано начальное непроизводное слово словообразовательной цепочки, а не непосредственное производящее исследуемого слова. Так, например, для слова пароходный его производящей основой будет слово пароход, а не слова пар и ходить. Средство образования слова пароходный — суффикс -н-, способ — суффиксация.
В-третьих, не следует загромождать словообразовательный разбор полным морфемным разбором исследуемого слова. Лишние операции свидетельствуют о недопонимании задачи словообразовательного разбора и его отличия от морфемного разбора. В исследуемом слове должны быть выделены только основа и та морфема (морфемы), которые непосредственно участвует в словообразовании.
В редких случаях исследуемое слово может находиться на одной ступени производности от двух разных основ, например:невесело ¬ весело / невеселый. В этих случаях говорят о двойной мотивированности данного слова. Его можно описать и как приставочное производное от слова весело, и как суффиксальное производное от слова невеселый.
Приведем несколько примеров словообразовательного разбора:
1) излишество
излишество ¬ излишний; излишество — ‘что-то излишнее’; способ словообразования — суффиксация,
процесс, сопровождающий словообразование, — усечение ПЩ основы.
2) заметались — форма глагола заметаться
заметаться ¬ метаться; заметаться — ‘начать метаться’,
способ словообразования — приставочный.
3) ухода
ухода — форма существительного уход
уход-Æ ¬ уходить; уход — ‘когда уходят, то же, что уходить’,
способ словообразования — суффиксация,
процессы, сопровождающие словообразование:
— усечение ПЩ основы,
— чередование д’/д.
Морфологический разбор существительного:
1. Определить часть речи, найти общее значение, на какой вопрос это слово отвечает.
2. Определить начальную форму (поставить слово в единственное число именительного падежа).
3. Указать признаки: собственное существительное или нарицательное, одушевленное – неодушевленное.
4. Определить род (женский – мужской – средний), склонение, падеж, число (единственное – множественное).
5. Указать, каким членом предложения является данное существительное.
Образец разбора слова «лисята» в предложении «Лисята побежали за бабочкой».
Устный разбор: Лисята – это имя существительное. Оно обозначает живое существо (кто?) – лисята. Начальная форма – лисенок. Является нарицательным, одушевленным, мужского рода, 2-е склонение. В данном случае слово употребили в именительном падеже, во множественном числе. Слово «лисята» в предложении является подлежащим. Письменный разбор: Лисята – сущ. (Кто?) – лисята; Н. ф. (начальная форма) – лисенок; Нариц., одуш., муж. род; 2-е склон.; в имен. пад., во множ. числе; играют (кто?) – лисята – подлежащее.
Морфологический разбор прилагательного
1. Определить часть речи, найти общее значение, на какой вопрос это слово отвечает.
2. Поставить в начальную форму (в единственное число именительного падежа мужского рода.
3. Определить род прилагательного, его падеж и число.
4. Указать, каким членом предложения является данное прилагательное.
Образец разбора слова «трудолюбивая» в предложении «Трудолюбивая белочка запасает орешки на зиму».
Устный разбор: Трудолюбивая (белочка) – прилагательное. Белочка (какая?) – трудолюбивая. Обозначает признак предмета. Начальная форма – трудолюбивый. Слово употребили в женском роде, единственном числе, именительном падеже. В данном предложении слово «трудолюбивая» является определением.
Письменный разбор: Трудолюбивая (белочка) – прилаг.; Н.ф. – трудолюбивый; Женск. род, единств. число, именит. падеж; Какая? – трудолюбивая – определение.
Морфологический разбор числительного:
1. Определить часть речи, найти общее значение, на какой вопрос это слово отвечает.
2. Поставить числительное в начальную форму - в именительный падеж.
3. Выявить признаки: простое – составное числительное, количественное – порядковое, в каком падеже стоит.
4. Каким членом предложения является данное числительное.
Образец разбора слова «пять» в предложении «Пять галчат есть хотят».
Устный разбор: «Пять» – числительное. Слово обозначает количество галчат (сколько?) – пять. Начальная форма – пять. Простое, количественное. Слово употребили в именительном падеже. В данном предложении слово «пять» входит в состав подлежащего.
Письменный разбор: Пять – числит.: галчат (сколько?) – пять; Н.ф. – пять; Простое, количеств., в именит. падеже; (Кто?) – пять галчат – часть подлежащего.
Морфологический разбор местоимения:
1. Определить часть речи, найти общее значение, на какой вопрос это слово отвечает.
2. Поставить в начальную форму (т.е. в именительный падеж единственного числа).
3. Определить признаки: лицо, затем (если есть) – род и число, определить падеж.
4. Каким членом предложения является данное местоимение.
Образец разбора слова «мне» в предложении «Не хватило мне целого лета».
Устный разбор: «Мне» – местоимение. Указывает на предмет (кому?) – мне. Начальная форма – «я». Местоимение личное, 1-е лицо. Слово употребили в дательном падеже единственного числа. В данном предложении слово «мне» является дополнением. Письменный разбор: Мне – местоим.: (Кому?) – мне; Н.ф. – я; Личное; Дательн. падеж, единств. число; Кому? – мне – дополнение.
Морфологический разбор глагола
1. Определить часть речи, найти общее значение, на какой вопрос это слово отвечает.
2. Поставить в неопределенную (начальную) форму.
3. Определить признаки: спряжение, число, если есть – время, лицо, род;
4. Каким членом предложения является данный глагол.
Образец разбора слова «вспыхнул» в предложении «Вспыхнул первый луч зари».
Устный разбор: «Вспыхнул» – глагол. Обозначает действие (что сделал?) – вспыхнул. Начальная форма – вспыхнуть, 1-е спряжение. Слово употребили в единственном числе, в прошедшем времени, в 3-м лице. В данном предложении слово «вспыхнул» является сказуемым.
Письменный разбор: Вспыхнул – глагол; (что сделал?) – вспыхнул; Н.ф. – вспыхнуть; 1 спряж., единств. число, 3-е лицо. Что сделал? – вспыхнул – сказуемое.
Морфологический разбор наречия:
1. Часть речи, общее значение. 2. Неизменяемое слово. 3. Член предложения.
Образец разбора слова «быстро» в предложении «По небу быстро пробегали темные тучи».
Устный разбор: «Быстро» - наречие. Обозначает признак действия: пробегали (как?) – быстро. Неизменяемое слово. В предложении является обстоятельством.
Письменный разбор: Быстро – наречие; Пробегали (как?) быстро; признак действия, неизм.; Как? – быстро – обстоятельство.
Синтаксический разбор предложения в русском языке осуществляется по схеме ответов на следующие вопросы:
1) Каково данное предложение по цели высказывания? (Повествовательное, побудительное или вопросительное).
2) Какова эмоциональная окраска предложения? (Восклицательное или невосклицательное).
3) Сколько грамматических основ есть у данного предложения? (Простое – одна основа, сложное – две и более). Далее, если предложение простое:
4) Односоставное предложение или двусоставное? (Если имеется и подлежащее, и сказуемое – то двусоставное, если только один главные член – то односоставное).
5) Распространенное предложение или нераспространенное? (Есть ли второстепенные члены предложения?).
6) Осложненное предложение или неосложненное?(Имеются ли однородные члены, вводное слово, причастный/деепричастный оборот, обращение?)
7) Какими частями речи выражены все члены предложения? Подчеркните все члены предложения.
8) Составьте схему предложения, обозначив грамматическую основу и осложнение, если таковое присутствует. Если предложение сложное, то следуем следующей схеме.
4) Какая связь имеется в сложном предложении: союзная или бессоюзная?
5) Какой именно способ связи используется в предложении: подчинительная, сочинительная или интонация?
6) На основе ответа на предыдущий пункт, обозначить, к какому типу сложного предложения относится данное: сложносочиненное, сложноподчиненное или бессоюзное? 7) Следуя инструкции разбора простого предложение, разобрать каждую из частей сложного предложения.
Пример синтаксического разбора простого предложения. В букете были розы и лилии.
Устный разбор простого предложения.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное; грамматическая основа: розы и лилии были; распространенное, осложнено однородными подлежащими.
Письменный разбор простого предложения.
Повест., невоскл., прост., двусост., г/о розы и лилии были, распростр., осложн. однород. подл.
Пример разбора сложного предложения. В букете были розы и лилии, но ей больше нравились тюльпаны.
Устный разбор сложного предложения.
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, предложения связываются сочинительным союзом «но», сложносочиненное предложение. Первое предложение двусоставное, грамматическая основа розы и лилии были; распространенное, осложнено однородными подлежащими. Второе предложение двусоставное, грамматическая основа: тюльпаны нравились, распространенное, не осложнено.
Письменный разбор сложного предложения.
Повеств., невоскл., сложн., сложносоч., с союзом но. 1-е ПП: двусост., г/о розы и лилии были, распр., осложн. однор. подл. 2-е ПП: двусост., г/о: тюльпаны нравились, распростр., не осложн.